Основная цель гендерного воспитания - создание условий, которые будут способствовать идентификации человека как представителя определенного пола, закреплению тендерных ролей, формированию тендерной культуры личности.
Содержание воспитательной работы по формированию гендерной культуры личности заключается в проведении мероприятий, способствующих созданию представлений о роли мужчины и женщины в современном обществе; усвоению учащимися знаний о сущности и содержании понятий «гендер», «гендерные роли»; формированию понимания, принятия и готовности к исполнению своей гендерной роли, ценностного отношения к любви, браку, материнству и отцовству; стремлению к достижению понимания во взаимоотношениях.
При разработке занятий по формированию гендерной культуры у старшеклассников в «Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» рекомендуется проведение информационно-просветительных и воспитательных мероприятий по повышению престижа семьи, формированию ответственного материнства и отцовства, этике и психологии семейных отношений. В Концепции также исключено насилие в семейно-бытовой сфере.
Красота, гармония отношений могут быть достигнуты только при правильном воспитании мальчиков и девочек как будущих мужчин и женщин. В основе гендерного образования лежит преодоление тех стереотипов, которые мешают всестороннему успешному развитию личности ребенка.
В ходе учебно-воспитательного процесса необходимо сосредоточить внимание на том, чтобы поведение ребенка больше зависело от его личных особенностей и склонностей, а не от общественных стереотипов.
Главная цель внеклассной работы по гендерному воспитанию состоит в том, чтобы помочь школьникам справиться с проблемами социализации, важной составной частью которой является самоидентификация ребенка как мальчика или девочки и принятие определенной социальной роли.
Вступая во взрослую жизнь, учащиеся сталкиваются с множеством стереотипов. Задача педагога состоит в разъяснении учащимся гендерных стереотипов, совместном поиске средств их преодоления. Внеклассные мероприятия способствуют приспособлению учащихся к изменениям в окружающем мире, помогают найти выход из сложившейся ситуации.
Особенности построения занятий по гендерному воспитанию:
1. В ходе беседы, отталкиваясь от конкретных проблем, можно подвести учащихся к осознанию царящих в обществе стереотипов, предложить поразмышлять на данную тему.
2. Выбирая форму организации учебно-воспитательного процесса, необходимо учитывать специфические особенности мальчиков и девочек.
3. Педагогу необходимо организовывать занятия в форме тренингов, основная цель которых - выработка навыков общения между мальчиками и девочками, основанных на взаимном уважении.
Также целесообразно использовать такие современные формы организации учебно-воспитательного процесса, как ролевые игры, часы общения, откровенные разговоры, гостиные, диспуты и др.
В гендерном воспитании внеклассные мероприятия необходимо разнообразить введением иллюстративного материала: видеофильмов (рекламные ролики), журналов, плакатов, мультимедиа. Количество практических занятий должно преобладать.
Гендерное образование методически строится на принципе «объясни мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, позволь мне принять участие — и я пойму».
Важно проводить занятия, в которых между учащимися будут царить равноправные отношения, например, когда учащиеся сидят по кругу, держатся за руки. В ходе таких занятий они учатся искусству общения, учатся уважать друг друга, выслушивать чужие мнения, а также умению откровенно рассказывать свою историю. Повествуя о своей жизни, учащиеся находят много общего, сталкиваются со схожими проблемами, помогают друг другу найти решения.