Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Готовность ребенка к школе

Дата: 6 сентября 2015 в 17:32, Обновлено 28 января 2016 в 18:12

Готовность ребенка к школе

Переход ребенка из детского сада в школу является значимым событием в его жизни. Чаще всего дети с радостью идут в учебное заведение. Они хотят стать школьниками, занять определенную социальную позицию в обществе, познавать новое. Однако в первые дни в учреждении образования ребенок сталкивается с трудностями. Ему необходимо выполнять новые требования, связанные с учебой, устанавливать контакты со сверстниками и педагогами. Преодоление возникших сложностей зависит от того, насколько дети психологически и физиологически готовы к обучению в школе.

Важным критерием готовности является возраст ребенка. По данным психологов и психофизиологов, в 5,5 лет около 80 % детей не готовы к школе, в 7 лет – около 13 % [1]. После шести лет активно формируются произвольная регуляция поведения, более осознанное отношение к своей новой социальной позиции «школьника». Обучение с 6 лет должно начинаться только в том случае, если ребенок психологически готов к нему, а иначе оно нанесет вред его психическому развитию.

Существуют различия в психическом развитии шести- и семилетних детей. По оценкам психофизиологов, к семи годам у ребенка лучше развито произвольное внимание, произвольное поведение, так как происходит созревание коры головного мозга, но контроль, оценка своей деятельности еще развиты не в полной мере. В семь лет происходит бурное физическое развитие, увеличивается вес и рост тела, происходит вегетативная перестройка. Эти физиологические изменения отвечают требованиям новой социальной ситуации, такие дети легче адаптируются в школе [3].

Что значит психологическая готовность ребенка к обучению в школе? Ученые рассматривают психологическую готовность как необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников [3]. Выделяют интеллектуальную и личностную готовность [2].

Интеллектуальная готовность ребенка к школе – это не запас знаний, не умение читать и считать, а определенный уровень интеллектуального развития. С этой позиции дети готовы к школе, если они умеют обобщать, дифференцировать предметы и явления окружающего мира. Они должны уметь находить существенное, сравнивать предметы, видеть их сходства и отличия. На основе обобщения проводится классификация, то есть выделение какого-то класса объектов, которым присущи общие свойства. Например, ребенку предлагается рассмотреть карточки, на которых изображены предметы и живые существа. Он должен классифицировать объекты по определенному функциональному признаку и дать им обобщенное название (мебель, домашние животные и т. д.).

Показателем интеллектуальной готовности детей к школе является развитая, связная речь. Важно ребенка не учить читать, а развивать речь, способность различать звуки. Это связано с существующей сегодня в школе методикой обучения чтению, основанной на звуковом анализе слова. Ребенок, который растет в атмосфере любви, книг, интереса к окружающему, сам стремится научиться читать. Это происходит произвольно, без принуждения, без специально организованных занятий. Если будущий школьник умеет читать, попросите его ответить на несколько вопросов по сюжету, спросите, понравилось ли ему то, о чем он прочитал, пусть он выскажет свое мнение. Если ребенок не умеет читать, то предложите ему прослушать сказку или рассказ и ответить на вопросы по тексту – это поможет выяснить, насколько внимательно он слушал текст и понял ли его содержание. Для развития связной речи, памяти, умения обобщать можно пересказать текст, составить к нему план, выделить основную мысль прочитанного.

Для поддержания интереса к чтению необходимо подбирать тексты, соответствующие возрасту ребенка. Зачастую книги, которые читают детям, не всегда им подходят. Это либо сказки для младших дошкольников, либо книги для детей школьного возраста, не всегда понятные ребенку. И те и другие не вызовут у него интереса.

Личностная готовность рассматривается с точки зрения мотивационной готовности и определенного уровня развития произвольности и является предпосылкой успешности обучения. Если у ребенка развит познавательный интерес как составляющая мотивационной готовности, то он будет узнавать новое, задавать вопросы. Для выявления мотивационной готовности можно предложить детям поиграть с обычными игрушками, после этого прочитать неизвестную сказку и остановиться на самом интересном месте. Затем узнать, хочет ли он прослушать сказку до конца или заняться игрушками. Если у ребенка выражен познавательный интерес, то он предпочтет сказку, если игровой – вернется к играм, что свидетельствует о несформированной мотивационной готовности [3].

Наблюдая за игрой детей, можно также определить мотивационную готовность к школе. Если ребенок в игре «В школу» выбирает роль ученика, а не учителя, изображает сам процесс учебной деятельности (чтение, письмо, счет), то можно говорить о сформированной мотивационной готовности к школе. Если его больше интересует роль учителя и игра в перемены, то мотивационная готовность еще не сформирована.

Основным критерием личностной готовности является определенный уровень развития произвольности, который включает:

  • умение сознательно подчинять свои действия правилу;
  • умение работать по образцу;
  • умение внимательно слушать и точно выполнять задания;
  • умение ориентироваться на заданную систему требований [5].

Если ребенок на учебном занятии не слушает учителя, не умеет работать по правилу и образцу, часто отвлекается, играет, импульсивен, то у него не сформирована произвольность. Такие дети испытывают трудности в процессе обучения.

Определенный уровень произвольности является необходимым условием успешности обучения. Развитию произвольности поведения способствуют коллективные игры, благодаря которым отслеживаются все нарушения поведения. В коллективной игре осуществляется функция контроля, которую в одиночку ребенок не воспроизведет. В дошкольном возрасте она еще очень слаба, и в игре происходит ее зарождение. Поэтому игра считается школой произвольного поведения [4]. Для формирования произвольности могут быть использованы различные развивающие занятия, соответствующие возрасту малыша.

Если у ребенка не сформирован какой-либо компонент психологической готовности (интеллектуальной и личностной), то это вызовет затруднения в процессе обучения. В школе с такими детьми необходимо проводить коррекционную работу, направленную на формирование познавательной мотивации и психическое развитие. Развивающая работа будет эффективной, когда действия педагога-психолога и учителя будут согласованы. Если у ребенка шести лет не сформирован ни один компонент готовности, то ребенок будет испытывать трудности в обучении. В таком случае целесообразно начинать обучение с семи лет, чтобы не нанести вред его психическому здоровью.

В первый месяц посещения учебного заведения даже у детей со сформированной готовностью к школе могут появиться жалобы на плохое самочувствие, усталость, ухудшение настроения. Это проявления адаптационного процесса, который является закономерным и длится приблизительно до двух месяцев, но может затянуться и до полугода, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. В этот период дети особенно нуждаются в родительской заботе и поддержке, внимании со стороны учителя. Ребенка необходимо любить независимо от его успехов, способностей, внешнего вида. Если взрослые выражают свою любовь к нему только за определенные достижения и успехи, за выполнение требований, соответствующих их ожиданиям, то это сделает его неуверенным, нарушит самооценку, помешает развитию.

 

Список использованных источников

  1. Безруких, М. М. Почему трудно учиться / М. М. Безруких, С. П. Ефимова, Б. С. Круглов. – М. : Семья и школа, 1995.
  2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. – М., 1968.
  3. Дубровина, И. В. Практическая психология образования / И. В. Дубровина. – М. : Просвещение, 2003. – С. 198.
  4. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – М., 1978.
  5. Эльконин, Д. Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей / Д. Б. Эльконин // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / под ред. Д. Б. Эльконина, Л. А. Венгера. – М., 1981.

Ж. Ф. Ильченко,
методист управления мониторинга
качества образования
Национального института образования

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.