«Действия при пожаре в школе»
Пожар в школе либо в другом общественном здании опасен не только большим скоплением людей. Опасность состоит и в том, что человек обычно недостаточно знает пути спасения в случае угрозы жизни. Печальный опыт показывает, что большинство в экстремальной ситуации пытается спастись знакомым путем, поэтому люди зачастую бегут прямо в огонь. Чтобы этого не произошло, каждый, находясь в любом помещении, должен узнать, где находятся аварийный или эвакуационный, основной и запасной выходы.
Каждый учащийся должен правильно и без паники действовать при пожаре в школе. Школьник, заметивший задымление, загорание или уже большое пламя, обязан немедленно сообщить об этом учителю или дежурному МЧС, позвонив по телефону 101. При этом нужно сообщить точный адрес, назвать свою фамилию, номер телефона с которого вы звоните и сказать, что горит. Первоочередность этого действия очень важна, поскольку, чем быстрее прибудут спасатели, тем легче и успешнее будет ликвидирован пожар и оказана помощь людям. Не надо тратить времени на выяснение причин задымления и поиск места возгорания, потому что пожар тем временем может охватить большую территорию. Этому будет способствовать нередко встречающаяся отделка учебных помещений деревом, пластмассами и другими горючими материалами. Не надо забывать и об особой опасности мастерских, а также физических и химических лабораторий.
После получения сообщения о пожаре все учащиеся и взрослые должны покинуть помещение через основные и запасные пути эвакуации. Эвакуация проводится немедленно, из всего здания, независимо от размеров пожара. Причем в первую очередь эвакуируются учащиеся из кабинетов, где создалась наибольшая угроза жизни.
Каждое школьное здание имеет не менее двух эвакуационных выходов: в случае невозможности использовать один, отрезанный огнем, для спасения используется другой. В каждой школе также имеется план эвакуации на случай пожара или другого чрезвычайного происшествия. Обязанность всех учеников – ознакомиться с его содержанием и определить место расположения своего класса и пути движения при эвакуации. План вывешивается на хорошо видимых местах, примыкающих к путям эвакуации, чтобы каждый имел возможность его изучить.
При неорганизованной эвакуации может возникнуть паника, что, в свою очередь, часто заканчивается трагически. Это объясняется тем, что эвакуация начинается практически одновременно со всех выходов и имеет четкую направленность. Например, в классе все ученики одновременно встают со своих мест и также одновременно направляются к выходу. Вследствие ограниченной пропускной способности эвакуационных путей и выходов создается толчея, что значительно уменьшает скорость движения. Это приводит к противоречию: чем быстрее люди стремятся покинуть помещение, тем больше времени они вынуждены затратить на это. Чтобы этого не произошло, очень важными при эвакуации являются собранность, дисциплинированность и четкое выполнение распоряжений учителя. Передвижение должно осуществляться организованно и без паники. При необходимости нужно оказывать помощь другим учащимся, особенно школьникам младших классов.
Эвакуируясь с верхних этажей, используйте лестничные клетки. Не забудьте закрыть двери помещений, откуда проникает дым! Если помещение задымлено, то двигайтесь, пригнувшись к полу.
В случае невозможности эвакуации из помещения обычным путем нужно спасаться через окна, если класс находится на первом этаже.
Если загорание небольшое и пожар не принял угрожающих размеров, необходимо до прибытия пожарных тушить огонь имеющимися первичными средствами пожаротушения: огнетушителями, песком, водой (в том числе из пожарных кранов), плотным материалом.
После вызова службы МЧС необходимо не забывать и о встрече спасателей-пожарных. Встречающий должен проинформировать прибывшее подразделение о сложившейся обстановке: есть ли угроза людям, где они находятся и т.д.
Для того чтобы действия учащихся при пожаре были обдуманными и слаженными, в каждой школе ежегодно проводится «День защиты детей». На этом мероприятии отрабатываются в виде тренировок действия на случай возникновения пожара в школе. Относиться к этому необходимо серьезно и ответственно. От ваших знаний и умений, полученных на этих «малых учениях», в реальной ситуации может зависеть ваша жизнь.
На пожар, возникший в школе, надо вызывать и «скорую помощь». До ее прибытия пострадавшим оказывается первая доврачебная помощь. При отравлении дымом пострадавшего выносят на свежий воздух и делают искусственное дыхание до появления самостоятельного. У многих после нахождения в задымленном помещении могут наступить головные боли, рвота и ухудшение состояния. В таких случаях после эвакуации надо обратиться за помощью к медработникам.
Полученные вами навыки при практической отработке действий по условному сигналу «пожар» в школе, могут пригодиться и при нахождении в других общественных местах, где может возникнуть пожар. Поэтому эти навыки будут полезными не только сейчас, но и в будущем, когда вы уже будете взрослыми.
УВАЖАЕМЫЕ ДЕТИ, ПОМНИТЕ! Нельзя шутить с вызовом по телефону 101. Сделав ложный вызов, вы задержите приезд спасателей к настоящему пожару. Помните, что эти опоздания часто стоят людям жизни.
«Пресекайте детские игры с огнем…»
Все наверняка не раз слышали русскую пословицу: «Искру туши до пожара, беду отводи до удара». За ней угадывается опыт многих поколений наших предков. И вообще, каждый раз, когда приходится прочесть или услышать эту или иную подобную пословицу, мы поражаемся, с какой меткостью и остроумием излагаются в ней важные, значительные выводы.
Но, к сожалению, многие люди в своей повседневной жизни не только не считаются с опытом наших предшественников, но и совсем забывают о нем или, того хуже, - его высмеивают.
Мудрость народных пословиц нередко постигается только тогда, когда мы на собственном горьком опыте убеждаемся в их правоте; конечно, личный опыт и практика тоже имеют немаловажное значение. «НЕ ИГРАЙТЕ С ОГНЁМ!» - эта истина нам известна с детства.
Вероятно, многие помнят, как родители предостерегали нас от игры с огнем, когда мы пытались взять в руки спички или тянулись к тлеющему огоньку. А достаточно ли мы разъясняли и разъясняем детям, какую опасность таит в себе баловство с огнем? К сожалению, не все родители задумываются над этим.
Пожары наносят большой ущерб людям и всему государству в целом. Тот, кто хотя бы раз видел пожар, знает, какое это страшное бедствие. Он не только губит материальные ценности, но порой уносит самое дорогое - человеческие жизни. Пожар может возникнуть всюду, где огонь найдет хотя бы малейшую лазейку. Огонь жестоко расправляется с теми, кто к нему относится небрежно.
Статистика пожаров говорит о том, что примерно каждый восьмой пожар в нашей стране вспыхивает от шалости детей с огнем. Каждый пятый погибший на пожаре — ребенок, не достигший совершеннолетнего возраста. Спрашивается, почему так много пожаров происходит от шалости детей с огнем?
Это случается потому, что многие родители, заботясь о жизни и здоровье своих чад, бывают в то же время невнимательны к вопросам пожарной безопасности и не осуществляют должного контроля за играми детей.
Мы привыкли к примелькавшимся лозунгам: «Спички - не игрушка», «Шалость с огнем опасна» и т.п. Но порой забываем, что запретное вызывает интерес у ребят, тем более коробки спичек, пачки папирос с яркими, красочными этикетками.
ВЗРОСЛЫЕ! Помните, что дети, предоставленные самим себе, играя со спичками, являются невольными виновниками пожаров.
ХРАНИТЕ спички, папиросы, керосин в местах, недоступных для малолетних детей. Причем прятать это нужно так, чтобы у ребенка не возникло подозрения о наличии запретных вещей в доме, иначе любопытство может взять верх над запретами.
Надо всегда помнить, что ребенок очень любознателен, он внимательно следит за действиями взрослых и в своих играх и забавах подражает им. Ребенок видит, как мать зажигает спички, газ, включает электронагревательные приборы. Ребенку всё это настолько интересно, что, оставшись дома один без присмотра, он попытается повторить то же самое.
Или возьмем другой пример. Отец зажигает спичку и прикуривает, а за его действиями зорко следит сынишка. Он заинтересовался, как это отец умеет пускать дым, и хочет непременно попробовать сделать так же. А разве не бывает так, что любящий отец разрешает сынишке или дочке зажечь спичку и поднести папе, чтобы тот прикурил? Казалось бы, это пустяк, но... Спичечная коробка побывала в руках ребенка, так почему бы ему не взять ее еще раз, когда дома никого не будет?
Или такой пример. Родители, играя с ребенком, строят домик из спичечных коробков, учат его на спичках считать. Ребенок усвоил, что спички - игрушки, не зная, какой опасности подвергают его любящие родители. Вряд ли задумывались родители, к чему могут привести их необдуманные действия.
Часто бывает так: мамаша-домохозяйка отлучается из дому по делам, а ребенка оставляет одного без присмотра взрослых, дав ему побольше игрушек. Даже не спрятав спички, она закрывает дверь на замок и уходит, не подумав о том, какой серьезной опасности подвергает жизнь ребенка, оставленного крытой квартире, если возникнет пожар.
Для любой матери всего дороже здоровье и жизнь ее детей. Но не всегда родители поступают разумно. Порой они сами способствуют гибели своих малышей.
У детей отсутствует защитная реакция на пожарную опасность, свойственная взрослым. Большинство из них не знает, что надо делать во время пожара, чтобы уцелеть. Они прячутся под кровать, под одеяло, в шкафу. Отыскать их в задымленных помещениях очень трудно. И большинство детей гибнет на пожарах не от высокой температуры, а от дыма, насыщенного ядовитыми продуктами горения привычных и полезных в быту вещей (синтетические вещи, полированная мебель, лаки и т.д.).
Подумайте, уважаемые родители, все ли дети могут правильно занять свое свободное время? Как часто можно увидеть малышей, слоняющихся без дела! На улице от этого «нечего делать» они разводят костры, поджигают мусор. Особенно мальчишки любят поиграть с огнем.
Анализируя пожары, происшедшие от шалости детей с огнем, можно сделать вывод, что в конечном итоге не дети, а взрослые виноваты, поскольку мало внимания уделяют организации досуга детей.
А как часто мы, взрослые, спокойно проходим мимо, не обращая внимания на детей, играющих у костра! Дети размахивают горящими ветками, бросают в костер предметы, которые взрываются в огне. Взрослые считают это невинными забавами — мол, дети есть дети. Им всё надо знать, всё потрогать своими руками, везде сунуть свой нос. Ну и, конечно, всё запретное оказывается для них самым интересным.
Вернемся к тому, с чего начинали: особенно их притягивают спички. А если спички попадают в детские руки, то это, как правило, приводит к пожару.
Любое, даже небольшое загорание по вине детей, должно настораживать родителей и работников школы. Но не ограничивайтесь только одними запретами, старайтесь ярко и убедительно объяснить детям, чем может закончиться игра с огнем. Помните, что любая игра детей с огнем должна немедленно пресекаться.
ИЗБЕГАЙТЕ, чтобы дети играли в сараях, на чердаках, в подвалах домов, не поручайте им присмотр за электрическими и нагревательными приборами и не оставляйте их дома одних. От шалости детей с огнем, прежде всего, страдают сами малыши.
Не разрешайте детям разводить костры и бросать в них огнеопасные предметы, играть со спичками, самостоятельно включать электронагревательные приборы и телевизоры.
Во избежание пожаров не разрешайте школьникам чинить электроприборы и выполнять другие электромонтажные работы дома без участия взрослых.
ПОМНИТЕ! Здоровье ваших детей, сохранность личного и общественного имущества во многих случаях зависят от взрослых. Повседневно объясняйте детям, что спички – не игрушка, они приводят к несчастью, к трагическим случаям.
«Обезопасьте свою жизнь…»
Значительную часть жизни человек проводит в своем доме, квартире, на даче. Кажется, это единственное место, где нам ничего не угрожает. Однако, как показывает статистика, большая часть погибших в огне расстались с жизнью, находясь дома. Эти пожары были обнаружены соседями, случайными прохожими, когда вероятность спасения хозяев была уже невелика. Как правило, случаи гибели происходят ночью, люди находятся в состоянии сна и получают отравление угарным газом.
Как же вовремя почувствовать смертельную опасность?
Единственным средством спасения жизни является автономный пожарный извещатель.
Малогабаритный и недорогой прибор устанавливается в помещении жилого дома и не требует специальных навыков и дополнительных расходов по эксплуатации. При появлении в помещении дыма извещатель выдает очень громкий прерывистый звуковой сигнал тревоги, который тут же поднимет на ноги даже погруженного в самый глубокий сон человека.
Установив автономный пожарный извещатель у себя в доме, вы защитите себя и своих близких от возможной беды.
В случае пожара немедленно сообщайте об этом по телефону 101. При этом необходимо назвать адрес, место возникновения пожара, наличие в доме людей, а также сообщить свою фамилию.
Металлическая ртуть очень широко применяется в различных приборах (кварцевые лампы, термометры и т.д.) и в промышленном производстве. Пользуясь такими приборами, мы не осознаем сколь опасно небрежное отношение к ним. Ртуть – это сильнейший яд. И тем опаснее данное вещество, что его действие становится заметным не сразу. Пары и соединения ртути способны накапливаться в почках, печени, сердечной мышце, мозге, кишечнике. Они повреждают клеточные мембраны, снижают активность ферментов. К действию паров ртути особенно восприимчивы дети.
Осторожно! РТУТЬ!
Чтобы избежать тяжелых последствий, необходимо соблюдать осторожность при использовании и хранении ртутьсодержащих приборов. Но если уж ошибка допущена, то нужно срочно исправлять ее. Во-первых, по телефону 101 сообщить о ртутном загрязнении в службу спасения, чтобы специалисты могли провести демеркуризацию.
Если же причиной ртутного загрязнения стал, скажем, разбитый термометр и у вас нет возможности обратиться в службу спасения, то вы можете самостоятельно исправить положение. Ваши действия:
- если ртуть раскатилась по столу или полу, ни в коем случае не пытайтесь вытереть ее тряпкой – это приведет лишь к размыванию ртути и увеличению поверхности испарения;
- для сбора ртути приготовьте наполненную водой банку с плотной крышкой, обыкновенную кисточку, резиновую грушу, бумажный конвертик, лейкопластырь, мокрую газету, тряпку и раствор марганцовки или мыльно-содовый раствор;
- при помощи кисточки надо собрать самые крупные шарики ртути в бумажный конвертик. Затем втяните в резиновую грушу более мелкие шарики, а самые мелкие капельки наклейте на лейкопластырь;
- всю собранную ртуть поместите в банку и плотно закройте ее крышкой;
- очищенную поверхность протрите мокрой газетой, а затем обработайте приготовленным раствором;
- как следует, проветрите помещение.
При данных действиях соблюдайте предельную осторожность!
«Маленькие шарики – большие проблемы»
«Меркурий» - так красиво алхимики когда-то называли ртуть. Но, как известно, красота не исключает опасности. Металлическая ртуть очень широко применяется в различных приборах (кварцевые лампы, термометры и т.д.) и в промышленном производстве. Пользуясь такими приборами, мы не осознаем сколь опасно небрежное отношение к ним. Ртуть – это сильнейший яд. И тем опаснее данное вещество, что его действие становится заметным не сразу. Пары и соединения ртути способны накапливаться в почках, печени, сердечной мышце, мозге, кишечнике. Они повреждают клеточные мембраны, снижают активность ферментов. К действию паров ртути особенно восприимчивы дети.
Как правило, люди звонят в службу спасения из-за разбитых градусников, реже, но они гораздо серьезнее, происходят аварии с ртутью на предприятиях.
При остром отравлении парами ртути появляется медно-красная окраска слизистых рта и глотки, металлический привкус во рту, тошнота, рвота, боли в животе, повышение температуры, набухание лимфатических узлов, желез. Пострадавший испытывает чувство страха, сильные головные боли, возможны судороги икроножных мышц. В случае отравления человека необходимо вывести из зоны заражения, напоить водой с активированным углем или молоком с взбитым яичным белком. Дать слабительные и принять срочные меры для госпитализации.
Итак, чтобы избежать тяжелых последствий, необходимо соблюдать осторожность при использовании и хранении содержащих ртуть приборов. Но если уж ошибка допущена, то нужно срочно исправлять ее. Во-первых, сообщить о ртутном загрязнении в службу спасения, чтобы специалисты могли провести демеркуризацию.
Если же причиной ртутного загрязнения стал, скажем, разбитый термометр и у вас нет возможности обратиться в службу спасения, то вы можете самостоятельно исправить положение. Ваши действия:
Если ртуть раскатилась по столу или полу, ни в коем случае не пытайтесь вытереть ее тряпкой – это приведет лишь к размыванию ртути и увеличению поверхности испарения. Для сбора ртути приготовьте наполненную водой банку с плотной крышкой, обыкновенную кисточку, резиновую грушу, бумажный конвертик, лейкопластырь, мокрую газету, тряпку и раствор марганцовки или мыльно-содовый раствор. При помощи кисточки надо собрать самые крупные шарики ртути в бумажный конвертик. Затем втяните в резиновую грушу более мелкие шарики, а самые мелкие капельки наклейте на лейкопластырь. Всю собранную ртуть поместите в банку, и плотно закройте ее крышкой. Очищенную поверхность протрите мокрой газетой, а затем обработайте приготовленным раствором и как следует, проветрите помещение. При данных действиях соблюдайте предельную осторожность!