Школьная форма имеет как своих сторонников, так и противников. Некоторые полагают, что она необходима, другие считают ее тормозом в развитии личности. Также бытует мнение, что школьную форму придумала советская власть, но это не так. Школьная форма появилась раньше, чем установилась советская власть в стране.
История школьной формы начинается в 1834 году после появления закона, определявшего вид мундира для гимназистов и студентов. Одновременно шло и зарождение женского образования, и как итог в 1886 году появляется прототип школьной формы для девочек советского времени с наличием коричневого платья, белого воротничка и передника. В дореволюционное время образование оставалось элитарным, поэтому наличие школьной формы открыто говорило о семейном достатке.
С установлением власти большевиков школьная форма была отменена, как проявление идеологической контрабанды и буржуазных метастаз. Между тем специфическое мировоззрение советских лидеров усмотрело в 1949 году возможность символизировать равенство всех сословий по средствам школьной формы, которая в этом же году и вернулась в советские школы.
Школьная форма для мальчиков, в какой-то степени, отражала воинствующий настрой державы, она состояла из брюк и гимнастерки, похожих на военную форму. Форма для советских школьниц была похожа на платья гимназисток царских времен. Школьная форма претерпевала свои изменения в 60-е годы. Теперь мальчики ходили в школу в серых шерстяных костюмах, полувоенного вида. Советские девочки с этих времен встречали парады и чествовали успехи партийной власти в белых фартуках и белоснежных гольфах, а волосы неизменно украшали белые банты.
70-е годы ознаменовались переменами в стране, которые коснулись и школьной формы. Теперь для мальчиков были предусмотрены полушерстяные темно-синие костюмы. У девочек наряду с прежними коричневыми платьями появились костюмы тройки с такой же ткани, как и школьная одежда мальчиков.
После ликвидации СССР, отпала и необходимость подчеркивать равенство между социальными классами по средствам школьной формы. Поэтому школы отказались от обязательной школьной формы, но за ними остается право на ее введение. Таким правом часто пользуются гимназии и элитные школы, тем самым подчеркивая превосходство своих учеников над сверстниками из простых образовательных заведений.